24.06.2025
Эксперт ЦЕМРОСа — о кризисе перевозок: что мешает РЖД конкурировать с автотранспортом
Объем железнодорожных перевозок строительных материалов в России продолжает снижаться: только за первые пять месяцев 2025 года погрузка цемента по сети ОАО «РЖД» сократилась на 15,3% при снижении потребления всего на 8%. Аналогичная ситуация складывается и в металлургии: несмотря на умеренное падение производства, погрузка черных металлов за май снизилась сразу на 21,8% к прошлогоднему уровню.
Одной из причин эксперты называют затянувшиеся проблемы с логистикой внутри железнодорожной сети: заторы, сложный порядок согласования заявок и невозможность вернуть порожние полувагоны вовремя приводят к простоям, штрафам и вынуждают участников рынка переходить на автотранспорт. Так, перевозки цемента грузовиками сократились всего на 3%, в то время как железная дорога теряет долю рынка. При этом обсуждаемые меры по возврату грузопотока вызывают у отрасли много вопросов. В частности, предложение ввести предоплату за провоз за 15 дней до отправки грозит серьезным финансовым ударом по производителям стройматериалов: у цемента и инертных материалов транспортная составляющая — до 70% в конечной цене. В условиях высокой стоимости заёмных средств замораживание оборотных средств может окончательно перевести грузы на автодороги. Также в ближайшее время Минтранс планирует изменить Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, увеличив их в ряде направлений на несколько суток. По оценкам Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», это приведет к росту издержек цементной отрасли на 6,7 млрд рублей в год. Денис Назаров, директор по закупкам и логистике ЦЕМРОСа, подчеркивает, что проблему нельзя решить только ужесточением правил и штрафов. По его мнению, вернуть грузы на железную дорогу можно лишь за счет гибкого тарифного регулирования, дерегулирования перевозок массовых грузов в низкий сезон и упрощения процедур подачи и приема вагонов.
|