Комментарий председателя Комитета по транспорту и логистике НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дениса Назарова к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | новости о цементе

цемент, производство, продажа, цена

RuCEM.RU: цементная промышленность в России





27.10.2025

Комментарий председателя Комитета по транспорту и логистике НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дениса Назарова к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Проект Федерального закона о внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», который размещенна Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/projects/161001, предусматривает обязательное согласование заявок на перевозку и любых изменений в них с владельцем вагонов (оператором железнодорожного подвижного состава).

В настоящее время процедура согласования заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также внесение в них изменений регулируется гражданским законодательством и договором между грузоотправителями и железнодорожным оператором. В этих договорах уже предусмотрены механизмы ответственности за несогласованную отгрузку по направлениям, что позволяет эффективно решать возникающие споры без дополнительного административного вмешательства. Таким образом, введение нового обязательного этапа согласования заявок с владельцем вагонов является избыточной нормой.

Кроме того, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание на риски,которые могут возникнуть в случае вступления в силу предлагаемых изменений.

В частности, могут усложниться и замедлиться логистические процессы. Любое изменение в заявке (сдвиг сроков, объема, пункта назначения) потребует не просто уведомления, а нового согласования с оператором. Это увеличивает время на подачу заявки, создает риск срыва графика из-за задержек со стороны оператора и снижает гибкость и маневренность в работе как грузовладельца, так и оператора.

Не решатся поставленные задачи из-за избыточного дублирования существующих процедур. Планируемое усиление ответственности за необеспеченные заявки на грузоперевозки (от 10 до 25 раз) в полной мере исключит возможность подачи инфлированных заявок со стороны отдельных недобросовестных отправителей. Введение дополнительного согласования не устраняет эту проблему, а лишь усложняет и перегружает процесс планирования, стимулируя к нецелевому использованию системы. Взаимоотношения грузоотправителей и операторов уже находятся в законной плоскости и не требуют дополнительных регуляторных нагрузок.

Может возникнуть обратный эффект и процедура будет неэффективна по причине отсутствия четких нормативных сроков и критериев. Устав железнодорожного транспорта детально регламентирует сроки и порядок действий грузоотправителя и перевозчика при согласовании заявок ГУ-12, критерии и основания для отказа, а также ответственность обеих сторон за невыполнение согласованных заявок. Предлагаемый проект не содержит нормативных сроков согласования заявок и изменений к ним, а также критериев и оснований для отказа в согласовании или ответственности за несоблюдение обязательств. Это предоставляет оператору широкие возможности для произвольного затягивания и несвоевременного согласования заявок, что будет стимулировать грузоотправителей к подаче заведомо некорректных заявок или к заключению невыгодных соглашений. Последствиями такой нормы станут как раз новые заявки грузоотправителей в парке иных операторов, в итоге это приведет к увеличению (инфлированию) заявок, то есть вызовет последствия, обратные заявленным.

Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения не решают проблему снижения предъявления груза, а также наносят значительный ущерб всем отраслям, в том числе и производителям строительных материалов, для которых железнодорожные перевозки являются ключевым видом транспорта. Принятие изменений приведет к снижению конкурентоспособности железнодорожных перевозок, ускорению перехода грузов на автомобильный транспорт, росту логистических издержек и бюджетных затрат на содержание дорожной инфраструктуры.






Дополнительно: 
Copyright © 2007-2023, Интернет-журнал о цементе РуЦЕМ. РУ (RuCEM. RU) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-34787 зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций от 25 декабря 2008 года, Отраслевой портал ЦЕМЕНТ. РУ (CEMENT. RU) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-34786 зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 25 декабря 2008 года. Учредители: Очкин Ю.И., Ерокин Ю.А. Главный редактор: Ерокин Ю.А. Адрес электронной почты Редакции: yerokin@yandex.ru Телефон Редакции: +7 (8453) 68-33-82 Администрация портала не несет ответственности за содержание информации и рекламы оставленной третьими лицами. При использовании информации, активная ссылка на RuCEM.RU обязательна 16+
Яндекс.Метрика