Интервью с Игорем Барским и Игорем Мисько, 2008 г.
Через два года на ОАО «Искитимцемент» (Новосибирская область) параллельно с действующим в настоящее время цементным заводом появится вторая линия мощностью 1,3 млн тонн цемента в год. Основное технологическое оборудование нового предприятия комплектуется немецкими производителями. Об опыте выбора поставщиков оборудования и специфике работы с ними рассказывают генеральный директор ЗАО «Искитимцемент» Игорь Барский и генеральный директор ОАО «Искитимцемент» Игорь Мисько.
— Каковы параметры контрактов на поставку немецкого оборудования, заключенных между «Искитимцементом» и производителями из Германии?
Игорь Барский (И.Б.): — Все ключевые контракты на поставку оборудования уже заключены. В основном мы подписывали их в июле прошлого года. Выбранные производители основного технологического оборудования — а их четыре — из Германии. Ключевой — инжиниринговая компания Polysius AG, входящая в один из крупнейших технологических немецких концернов мирового уровня Thyssen Kruup AG. Это когда-то гремевший на весь мир производитель стали, теперь преобразованный в предприятие нового типа, применяющее ноу-хау в разнообразных сегментах промышленности. Компания Polysius поставит «сердце» нового завода — печную линию для производства «сухого» клинкера, а также теплообменники, холодильник, дробильное отделение.
Я бы отметил, что не все детали и части оборудования имеет смысл поставлять непосредственно с конвейера в Германии. По нашему проекту представительство Polysius в Российской Федерации приняло на себя обязательство на изготовление конструкционных корпусных деталей в России — под ответственность головной компании, под гарантии Thyssen Kruup, они размещают заказы на отечественных машиностроительных заводах.
С еще одной немецкой компанией, Christian Pfeiffer, мы заключили контракт на изготовление шаровых мельниц для помола цемента. Компания Lоesсhe выполнит заказ на изготовление вертикальной мельницы для размола сырья, а AUMUND Grupp оснастит завод всеми транспортными системами, элеваторами, устройствами для хранения клинкера, подготовит усреднительный склад.
Оборудование полностью автоматизированное. Но уровень автоматизации принципиально иной, чем на действующей сейчас линии, что позволяет на новом заводе иметь число сотрудников чуть меньше 170 человек при годовом объеме выпуска 1 миллион 300 тысяч тонн цемента. Сейчас на заводе работают 1 300 человек при выпуске в 1 миллион 800 тысяч тонн.
Игорь Мисько (И.М.): — СибНИИпроектцемент сделал предпроектную проработку — было подготовлено четыре–пять вариантов компоновки линии, предложен ряд производителей. Первое, что мы запрашивали, — чтобы оборудование удовлетворяло техническим характеристикам: по мощности, энергопотреблению, экологическим показателям. Затем — цена и, что немаловажно, сроки изготовления. Сейчас к западным инжиниринговым компаниям выстраиваются очереди. И если вы задержались с финансированием на месяц–два, то это совсем не значит, что ваш проект сдвинется на столько же. Есть риск вылететь на год и на два, потому что производители очень сильно загружены. Причина — всплеск на мировом рынке выпуска цемента. Поставки линий идут и в Китай, и на Ближний Восток.
На момент подписания контрактов мы оценивали их общую стоимость, включая приобретение вспомогательного оборудования, в 78 миллионов евро. В эту сумму не заложены строительно-монтажные работы (их выполняет сербская компания, выступающая одновременно проектировщиком проекта), но она включает полную автоматизацию линии, а также шефмонтаж оборудования. Сам по себе монтаж — долгий и трудоемкий процесс; производитель, как правило, им не занимается.
Первоначально ОАО «Искитимцемент» инвестировало собственные средства: 1 миллиард 200 миллионов рублей в подготовку площадки (в нее вложено менее 200 миллионов рублей) и закупку оборудования — оплачивались авансы, проводились промежуточные платежи, открывались аккредитивы. Теперь после получения кредита Сибирского банка Сбербанка РФ мы оплачиваем оборудование средствами из этого займа.
— Насколько жесткие условия предъявляются немецким контрагентам по выводу завода на проектную мощность?
И.М.: — Нами как заказчиками в стоимости каждого контракта резервируется определенная сумма по невыплате поставщику оборудования определенной суммы за каждый процент невыхода на проектную мощность отдельной установки. Это общепринятая практика, такие условия прописываются в контрактах и считаются гарантией со стороны производителя. Окончательные расчеты, полные или с соответствующей недоплатой, производятся только после подписания акта подтверждения производительности.
Игорь Барский выведет завод на финишную прямую
Большие компании не специализируются на выпуске вспомогательных элементов, комплектующих. Они не делают редукторы, не собирают двигатели большой мощности — они их закупают. Поставлять их нагрузкой через основного производителя нет смысла — ему неинтересно, а нам в таком случае они обходились бы дороже. Мы получаем от поставщика необходимые технические спецификации, сами размещаем заказ у третьей стороны, согласовываем конечный вариант параметров с поставщиком основного оборудования, в котором будет использован тот или иной двигатель или редуктор, и приобретаем напрямую. Если мы покупаем фильтровальные установки в Австрии, то только потому, что там их делают лучше всех.
Вспомогательное оборудование типовое, стандартизованное: если на машиностроительных предприятиях размещают редкие заказы на большие пятимегаваттные двигатели, то все равно кто-то когда-то их делал. Но технологическое оборудование подгоняется под нас: сырье, климатические условия, наши пожелания. Всегда существуют некоторые изменения в исходном типовом варианте линии. Когда подбиралось оборудование, мы отправляли победившим участникам тендера сырье с карьеров — по одной–две тонны — на технологические тесты.
Китаю не верят
— Чем был обусловлен выбор именно немецких производителей? Почему принципиально не устроили другие европейские или китайские — теперь уже вполне нормальным явлением считается комплектация заводов китайским оборудованием, в том числе выпущенном по лицензии и под контролем европейской компании?
И.Б.: — По Китаю я могу ответить сразу: пока там все-таки, несмотря на заметное совершенствование технологий производства, не изготавливают высокотехнологическую продукцию такого качества, с которым на 10–20 лет можно забыть о поломках и ремонте. По иному европейскому оборудованию ответить сложнее, но можно сформулировать так: у нас не было уверенности в соответствии предлагаемых технологий нашим требованиям.
Мы объявляли тендер для производителей на контракт по закупке оборудования для технологической линии завода, и для нас сформировались пакеты предложений от десятка компаний — из Германии, Китая и Южной Кореи. В финальном тендерном отборе осталось четыре предложения: были представлены по одной полной линии от Polysius и немецкого производителя KHD, сборная линия по лицензионному совместному (с датским предприятием FLSmith) производству южнокорейской компании Hyundai, и четвертый вариант — сборная линия. Победил последний: от каждого производителя мы берем то, что он делает лучше всех, на чем специализируется.
На изучение китайского и корейского оборудования мы потратили много времени — в итоге контракты подписали с немцами. Например, выяснили, что корейцы предлагают лицензионное оборудование, но предыдущего поколения. Какой смысл его приобретать?
И.М.: — С немецкими компаниями все иначе — есть торговая марка, есть проверенное оборудование. Другой вопрос: есть ли у нас деньги, а у них свободное время, чтобы работать с нами. На этом проекте я не готов рисковать вообще. Мне нужно, чтобы оборудование было установлено, вышло на проектную мощность через три–четыре месяца и работало без проблем 20 лет. Экономить на качестве, экспериментировать с дешевыми технологиями — значит подвергать повышенному риску весь проект. Даже двигатели большой мощности для нового завода изготавливаются более года, все они уникальны, и поменять сгоревший двигатель в течение месяца практически невозможно. Это к вопросу о подходе к качеству и выбору поставщика. Сломалась сырьевая мельница — остановится вся линия, выйдет из строя печная линия — остановится весь завод.
— Несмотря на высокие начальные капитальные затраты?
И.М.: — В конечном итоге, когда мы начинали разбираться в стоимости китайского оборудования, выяснилось, что она сопоставима с европейскими аналогами.
— Отечественное машиностроение не способно справляться с этими задачами?
И.Б.: — Сегодня — нет, в перспективе возможно. Кто будет разрабатывать оборудование для цементного завода? Мы, например, и не знаем таких производителей в России. Если в советское время требовалось выпускать одну линию, то теперь потребности российской цементной промышленности — три–пять линий.
Вряд ли зарубежные производители будут готовы вводить новые машиностроительные мощности, чтобы обеспечить на волне всплеска текущие нужды заказчиков оборудования со всего мира — проще выстроить всех в очередь.
— Как вы относитесь к тенденции переноса производства из развитых стран в Китай?
И.Б.: — Не очень хорошо. Китайцам я не верю.
— Но многие европейские компании, в том числе немецкие, верят.
И.Б.: — Если немецкий представитель в Китае будет контролировать весь производственный процесс, то еще можно с доверием отнестись к этому. Если тот же Polysius закажет изготовление определенной детали для нас в Китае, но под свои гарантии нам ее поставит, то нас в принципе это устроит. Но дать стопроцентную положительную оценку непосредственно китайским производителям технологического оборудования сложно. Китай слишком большой и слишком разный. Вспомните: можно было купить китайские вещи или очень хорошие, или плохие. Практически никогда нельзя понять: проносишь ботинки пару лет или они развалятся после первого дождя. На «Искитимцементе» отрицательное решение по Китаю приняли быстро.
Мне пришлось потратить на переговоры с предпринимателями из Южной Кореи месяцев пять, что в конечном итоге привело к задержке подписания контракта с Polysius и другими нашими партнерами. Но мы должны были полностью пройти весь путь, оценить всех участников тендера. В отношении корейцев можно сказать, что, по-моему, они не до конца понимали, на какой рынок входят, — иначе нельзя объяснить некоторые их решения и поступки.
Добро пожаловать в Искитим
— Какие особенности вы отмечаете в деловых отношениях с немцами?
И.М.: — У немцев есть свои особенности, отличные от многих европейцев. Они чуть более тяжеловесные, прямолинейные. Но и немцы, конечно, между собой, как и все люди, отличаются. Кстати, многое зависит от размера компании — с небольшой или средней можно договориться быстро практически по любому вопросу. А с такой крупной, как Polysius, сложно: вам показывают четырехстраничный внутренний регламент, напечатанный мелким шрифтом, и говорят, что не имеют права за него выходить. Чем больше предприятие, тем жестче рамки и меньше возможностей для отклонений. Но если немцы подписали договор, дали гарантии, то стараются выполнять.
В немецких компаниях, с которыми у нас заключены договоры, зачастую работают русские немцы, эмигрировавшие из Казахстана, Алтайского края. В основном, конечно, они менеджеры по продажам, но с техническим образованием. Кроме того, довольно часто встречаются немцы из восточной части Германии. Вообще, русскоговорящих или русских немцев специально подбирают для работы с Россией. В компаниях AUMUND и Lоesсhe из специалистов, ведущих наш проект, по двое русскоговорящих, а в Polysius — даже не сосчитать.
— Что дает немецким компаниям опыт работы с вашим проектом?
И.М.: — Немецкие представители Polysius были в Искитиме пять–шесть раз, а когда мы выезжали в Австрию в составе официальной новосибирской делегации, они приезжали на двухчасовую встречу с нами. Это, безусловно, говорит об их заинтересованности. Производственные линии выпускаются штучно, и если компания получает на комплексную линию заказ, то обеспечивает себе работу на пару лет. Для Polysius это успех — с нашим проектом он впервые появился на рынке России. Просто через три года линию от Polysius любой их потенциальный заказчик в нашей стране сможет посмотреть уже не в Европе, а в Искитиме.