На транспортно-логистической выставке ТрансРоссия-2025 представители РЖД и ЦЕМРОСа обсудили актуальные вызовы и возможные решения для развития грузоперевозок. В центре внимания — необходимость справедливого распределения пропускной способности железнодорожной сети между разными секторами экономики.
Директор по закупкам и логистике ЦЕМРОСа Денис Назаров обозначил перспективы отрасли в условиях ограниченного пропускного ресурса железных дорог.
«Альтернативы железнодорожным перевозкам массовых грузов крайне ограничены», — отметил Назаров.
При этом водный транспорт ограничен географией и состоянием инфраструктуры внутренних водных путей, а использование для этих целей автотранспорта приведет к колоссальным затратам на ремонт дорог, которые по оценкам Минтранса могут превысить 10 триллионов рублей. Это в несколько раз больше, чем объем инвестиционной программы РЖД.
Одним из наиболее острых вопросов, поднятых Назаровым, стал приоритет распределения пропускных мощностей железных дорог. В настоящее время перевозки строительных материалов, обеспечивающие внутренние потребности российской экономики, уступают в приоритетности экспортным грузам и импортным контейнерам.
«Почему груз, почти 100% вклада которого остается в национальном ВВП, оказывается менее приоритетным?» — задался вопросом эксперт.
Несправедливое распределение провозных мощностей усугубляет ситуацию с доступностью транспортных услуг и негативно сказывается на рентабельности предприятий строительной отрасли.
С 1 января 2026 года должна вступить в силу тарифная реформа РЖД, призванная снизить дисбаланс в стоимости перевозок. Однако, по мнению Назарова, пока речь идет лишь о «косметических изменениях», а не о коренном пересмотре тарифной политики.
Для отрасли строительных материалов, где транспортная составляющая в цене продукции достигает 80%, любое повышение тарифов может стать критическим.
«Постулат об экспортных сверхприбылях явно не относится к промышленности стройматериалов», — подчеркнул Назаров.
Он также напомнил, что более 99% продукции используется внутри страны и отрасль находится в не самом благополучном экономическом положении.
Дополнительное давление на отрасль создают планы РЖД по отказу от «низкодоходных грузов». По мнению Назарова, такая политика несет риски для всей логистической системы страны.
Дефицит инфраструктуры и кадров, непрозрачное регулирование, нехватка провозных мощностей — эти проблемы сейчас требуют внимания государства.