Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» отмечает, что цемент не соответствует требованиям, предъявляемым к биржевой торговле, и предлагает исключить его из перечня товаров, определенных проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах» (далее – проект закона).
Комитет Госдумы по финансовому рынку в конце марта 2025 года направил на согласование ведомств законопроект («О внесении изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах» о дополнении главы 2 статьей 13.1, а также в Федеральный закон «О внесении изменения в статью 14.24 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях»), которым предлагает законодательно закрепить практику, при которой Правительство получит право устанавливать обязательную долю продаж отдельных товаров на бирже (до 25% от объема их производства или объема продаж) для формирования национальных ценовых индикаторов. В документе содержится значительный перечень товаров (от морепродуктов до свинца), в том числе цемент. За неисполнение установленных нормативов обязательной реализации товаров на бирже устанавливается административная ответственность – штраф для юридических лиц до 500 000 рублей. Встречной обязанности для покупателей таких товаров – установление нормативов покупки товаров через биржу – не предусмотрено. При этом критериев, по которым товары попадают в перечень для обязательной торговли на бирже, не определено.
Напомним, начиная с 2022 года вносятся законотворческие инициативы о внесении изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах», наделяющих Правительство РФ полномочиями по установлению нормативов обязательной реализации отдельных категорий товаров на организованных торгах (на бирже): Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах», разработчик - Минфин России, не был внесен в Госдуму РФ; проект №407517-8, инициированный депутатами Госдумы РФ, который в сентябре 2024 года был отозван.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к вице-премьеру Дмитрию Григоренко с просьбой существенно изменить подготовленный депутатами законопроект, отказавшись как от фиксации в нем обязательной доли продажи на бирже, так и перечня товаров, на которые это требование будет распространяться. По мнению РСПП, введение обязанности реализовать значительный объем продукции на организованных торгах означает отступление от принципов свободы договора. Кроме того, законопроект допускает особые условия применения нормативов реализации товаров на организованных торгах в зависимости от категорий хозяйствующих субъектов, а также возможность исключения применения нормативов в отношении отдельных категорий хозяйствующих субъектов.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» поддерживает позицию РСПП, а также, учитывая, что цемент входит в указанный перечень товаров для принудительного их выведения на товарную биржу, дополняет эту позицию применительно к цементу.
Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» считает, что принятие закона, предусматривающего установление нормативов для обязательной реализации цемента на бирже, может повлечь значимые риски для отрасли. Свою позицию объединение подкрепляет независимой экспертизой: по итогам исследования, проведенного экономистами Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, сделан вывод об отсутствии экономической целесообразности вывода цемента на биржевые торги. Научное исследование подтвердило, что в текущих условиях обязательная биржевая торговля цементом не приведет к достижению заявленных целей по стабилизации цен или развитию конкуренции, но может создать также дополнительные риски для рынка.
В частности, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» обращает внимание, что Проект закона не предусматривает механизмы привлечения покупателей цемента на биржу, при том что в настоящее время фактически отсутствует востребованность биржевых торгов. «Опрос потребителей цемента показал, что они не заинтересованы приобретать цемент через биржевые торги, поскольку это требует значительных дополнительных затрат для привлечения новых дефицитных трудовых ресурсов и их обучения, закупки оборудования, разрушения устоявшегося комфортного способа покупки цемента, - комментирует исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина. – Кроме того, при существенном повышении цены на бирже в сезон заказчики объектов строительства для государственных нужд будут испытывать трудности с проведением оплаты по биржевой цене ввиду ограничений цены контракта по госзаказу». Важно также учитывать высокую сезонность потребления цемента, ограниченные сроки его хранения и логистические особенности поставок, так как производственный и сбытовой цикл в отрасли выстроен с учетом этих факторов, и внесение существенных изменений в порядок реализации продукции может повлиять на устойчивость текущей системы поставок и расчетов, дополняют производители цемента.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» подчеркивает, что принуждение в силу закона к биржевой торговле на рынке цемента может привести к отрицательным эффектам, так как рынок цемента отличается от рынка нефти, зерна, удобрений в первую очередь тем, что он высококонкурентный, ориентирован на внутреннее потребление и не имеет экспортной альтернативы. Следовательно, в основном внутренние факторы влияют на его ценообразование. В исследовании экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова отмечено, что цемент не является биржевым товаром, так как не в полной мере обладает рядом свойств, важных для биржевого товара (взаимозаменяемость, возможность хранения и транспортировки в любых условиях). Анализ имеющегося зарубежного опыта биржевой торговли цементом показал, что ведущие международные организации не включают данный строительный материал в состав торгуемых товаров.
В отраслевом объединении заявляют, что возможны и «антиконкурентные эффекты биржевой торговли цементом». «Дополнительно необходимо обратить внимание на потенциальную волатильность цен при биржевом способе реализации. Цены на спотовом рынке, особенно в сезонных пиковых условиях, могут отличаться от уровня, предусмотренного долгосрочными контрактами как в сторону повышения, так и в сторону снижения. Это может затруднить прогнозирование затрат как для производителей, так и для потребителей, включая организации, реализующие проекты в рамках государственных контрактов с фиксированной сметной стоимостью», - отмечает Дарья Мартынкина.
Проект закона не исключает возможности торговли на бирже цемента иностранных производителей. «При этом во всех странах, из которых цемент ввозится в Российскую Федерацию, применяется широкий спектр мер поддержки производства, технологической модернизации, экспорта, - поясняет Дарья Мартынкина. - С одной стороны, вывод иностранных производителей цемента на биржу и рост объемов ввоза цемента из-за рубежа в краткосрочном периоде может дать эффект усиления конкуренции, снижения цен на цемент на биржевых торгах и внебиржевом сегменте. С другой стороны, в долгосрочной перспективе это может стать причиной закрытия цементных предприятий в России».
С учетом перечисленных обстоятельств НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагает отложить принятие изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах» в редакции, предусматривающей включение в него цемента до разрешения ряда вопросов и организовать широкое обсуждение Проекта закона с участием всех заинтересованных сторон отрасли – производителей, потребителей, экспертов.