Председатель Комитета по дорожному строительству Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», заместитель Председателя Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС), член Совета директоров Ассоциации бетонных дорог Валерий Бодренков выступил с докладом на заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве при участии представителей Общественного совета при ФАС. Мероприятие состоялось в рамках отраслевого форума и выставки «Дорожное строительство России: инновации, технологии, качество» в Москве.
В повестку заседания были включены вопросы об инновационном развитии дорожного хозяйства; о возможности проведения конкурсных процедур по выбору подрядных организаций на весь цикл дорожного объекта (проектирование, строительство, эксплуатация); о подготовке специалистов для дорожной отрасли; об утверждении комиссий Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве и другие.
Открыли заседание председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин и Валерий Бодренков. С приветственным словом к участникам мероприятия обратились заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Александр Шматков, заместитель председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации Андрей Усенко.
В ходе заседания обсуждалась одна из ключевых проблем современного автодорожного строительства: дороги не выдерживают возрастающих транспортных нагрузок. Во многом это связано с тем, что выбор конструкции дорожной одежды производится по критерию наименьшей стоимости строительства дорожного объекта, без учета стоимости его жизненного цикла. И это ставит вопрос об эффективности расходования тех колоссальных средств, которые выделяются на развитие дорожной инфраструктуры.
Валерий Бодренков отметил: «Начиная с 2015 года и по настоящее время действует отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) 218.4.023-2015 «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог», который содержит рекомендации по определению общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений. Кроме того, положения данного документа возможно применять при сравнении вариантов проектных решений при проведении соответствующих работ. При этом, по мнению ФАУ «РОСДОРНИИ», в законодательстве Российской Федерации отсутствует методический документ, предназначенный для осуществления технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд».
Председатель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» добавил: «В целях урегулирования возникшего правового пробела необходимо провести исследование практического опыта технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд, результатом которого станет разработка ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Технико-экономическое сравнение вариантов». Это подтвердило ФАУ «РОСДОРНИИ» в своем письме в Федеральное дорожное агентство. Но по результатам обсуждения данного предложения ФАУ «РОСДОРНИИ» доложили о невозможности разработки ГОСТ, так как методика технико-экономического обоснования (ТЭО) не является объектом для разработки государственного стандарта и может рассматриваться только как отраслевой дорожный методический документ (ОДМ). Поскольку ОДМ не является документом стандартизации и имеет рекомендательный характер, он обозначенной проблемы не решает».
Валерий Бодренков предложил рекомендовать Росавтодору: включить в план научно-технических исследований на 2026 год разработку ОДМ на технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд с учетом их жизненного цикла; разработать механизм обязательного включения в технические задания на проектирование условий технико-экономического сравнения вариантов конструкций жестких и нежестких дорожных одежд на стадии проектирования (с учетом эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла объекта) и предусматривающий публичное обсуждение с дорожным сообществом; обратиться в Минтранс России с предложением издать нормативно-правовой акт, регулирующий обязательное сравнение вариантов конструкций дорожной одежды; разработать механизм, обязывающий профильные региональные исполнительные органы власти исполнять требование п.5.4.1. ГОСТ 33100-2023 и использование методических рекомендаций ОДМ 218.4.023-2015.
С докладами на заседании также выступили ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Климов; первый проректор – проректор по образовательной деятельности Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Игорь Артемьев; член Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования «Ассоциация Дорожного Образования» Светлана Жаденова, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Сергей Копылов.