Какие цементы нужны для строительства олимпийских объектов в Сочи
Для завершения в срок строительства всех олимпийских объектов в г. Сочи потребуется использование широкого ассортимента цементов со специальными свойствами. Поэтому закономерен вопрос – какие именно цементы в ближайшие годы потребуются для сооружения олимпийских объектов.
Разумеется, востребованным останется общестроительный портландцемент типов I и II классов 42,5Н и 42,5Б по ГОСТ 31108 или соответственно без добавок и с добавками марок 400 и 500 по ГОСТ 10178. В каком-то объеме потребуется также шлакопортландцемент марки 400. Цементы марки 300 могут быть использованы для кладочных, штукатурных и иных менее ответственных работ. Однако, с учетом ограниченного количества емкостей для складирования цемента и недопустимости смешивания разных видов и марок цемента, цементы марки 300 вряд ли будут пользоваться спросом.В большом объеме будут востребованы специальные цементы. Рассмотрим коротко основные из них.Цемент для строительства автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов (ПЦ 500-Д0-Н или ПЦ 500-Д20-Н только с добавкой гранулированного шлака) из клинкера нормированного состава по ГОСТ 10178 либо тип I 42,5Н или 42,5Б с дополнительными, не указанными в стандарте, ограничениями по минералогическому составу клинкера. Эти цементы готовятся из низкоалюминатного клинкера и как правило без использования добавок. Цемент обладает повышенной прочностью и долговечностью, обеспечивает многолетнюю службу автодорог без ремонта, вследствие чего применяется для изготовления бетона дорожных одежд. В основание дорог, напротив, укладывают бетон невысокой марки из цемента с добавками, к которому не предъявляют высоких требований.Для строительства прибрежных зданий и сооружений и, особенно, портовых сооружений потребуется сульфатостойкий портландцемент по ГОСТ 22266. Для подводных частей портовых и иных морских сооружений могут применяться и другие виды сульфатостойких цементов по тому же стандарту, например, сульфатостойкий портландцемент с добавками. Однако для надводных частей и, особенно бетона, работающего в условиях попеременного увлажнения и высыхания, только указанный выше вид цемента может обеспечить долговечность бетона.При изготовлении сооружений, работающих в условиях попеременного замораживания – оттаивания и увлажнения – высыхания и состоящих из густоармированного профилированного сборного железобетона, например, высокогорных подъемников, фуникулеров и т.п. особенно важно применение высокопрочных цементов типа I класса 52,5Н или 52,5Б по ГОСТ 31108 или, соответственно, марок 550-600 по ГОСТ 10178. Только такой цемент может обеспечить надежную работу в условиях знакопеременной нагрузки в тяжелых атмосферных условиях.Высокопрочные цементы в большом объеме потребуются также для изготовления несущих и ограждающих конструкций спортивных сооружений – колонн, сегментов перекрытий и т.п.Тампонажные цементы ПЦТ I и ПЦТ II по ГОСТ 1581 могут потребоваться при устройстве водяных скважин для питьевой и минеральной воды. И хотя потребность в таких цементах будет не очень большой, в необходимых случаях они окажутся незаменимыми.В ряде случаев могут потребоваться цементы, которые серийно не выпускаются, но могут быть изготовлены по спецзаказу – расширяющиеся, безусадочные, напрягающие с малой и умеренной величиной самонапряжения. Эти цементы незаменимы при изготовлении особо плотных бетонов с водонепроницаемостью от W8 до W12.Следует отметить, что применение взамен соответствующего специального цемента цементов общестроительных может привести к значительному снижению долговечности сооружений, а потому крайне нежелательно.Директор ООО Фирма «Цемискон», д.т.н, проф. З.Б. ЭнтинПодробнее этот вопрос будет рассмотрен на конференции в Геленджике 1-3 июня 2009 года RuCEM.RU: ЦЕМЕНТ-2009 (Вместе против кризиса).